Отдел правового регулирования Департамента информирует

16 октября 2017 г., понедельник

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрены различные формы получения образования и обучения с учетом потребностей и возможностей личности. Согласно пункту 2 части 1 ст. 17, ст. 63 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образование, в том числе и общее образование в Российской Федерации, может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Статьей 44 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования формы получения образования и формы обучения, а также дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Анализ судебной практики по делам в сфере семейного образования показывает, что большое количество судебных споров возникает в связи с взысканием компенсации за обучение в форме семейного образования.

Учитывая, что Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования, субъекты РФ в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при выборе ими получения образования в семейной форме. Субъектом РФ может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки. Полномочия по ее предоставлению, включая основания и порядок их предоставления, органами государственной власти субъектов РФ в рамках предмета совместного ведения осуществляются самостоятельно за счет средств субъекта РФ на основании Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Органы государственной власти субъекта РФ вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ).

Ряд дел касался ситуации вокруг семейного образования в городе Москве. Анализ судебных решений по указанной категории дел показал, что в удовлетворении соответствующих требований суды отказывают со ссылкой на то обстоятельство, что лица, осваивающие общеобразовательные программы в форме семейного образования, не входят в контингент образовательных учреждений и, следовательно, не наделены правом на получение денежных компенсаций на образование детей. Так, в Апелляционном определении Московского городского суда от 18 ноября 2015 г. по делу № 33-42966/2015, Апелляционном определении Московского городского суда от 22 января 2016 г. по делу № 33-1821, Апелляционном определении Московского городского суда от 16 марта 2017 г. по делу № 33-9561 истцы просили суд признать незаконным бездействие ответчиков, которое выражалось в неоформлении необходимых документов для получения им компенсации, бездействие повлекло нарушение права его ребенка на бесплатное образование в избранной семейной форме.

Названные суды, отказывая в исковых требованиях, ссылались на следующее. В соответствии со ст. 111 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" со дня вступления в силу данного Федерального закона нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, регулирующие отношения в сфере образования, применяются постольку, поскольку они не противоречат Федеральному закону. До 01 сентября 2013 года, согласно п. 3.1 ст. 6 Закона города Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 "О развитии образования в городе Москве", родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачивались денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном образовательном учреждении в порядке, определяемом правовыми актами города Москвы. Постановление Правительства Москвы от 25 сентября 2007 г. № 827-ПП "Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, в различных формах получения образования", которым регулировался порядок выплаты денежных средств родителям (законным представителям) за обучение ребенка в семье, признано утратившим силу постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 г. № 763-ПП "О признании утратившими силу правовых актов города Москвы". Таким образом, со дня вступления в законную силу поправок к Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации", то есть с 1 сентября 2013 г., лица, осваивающие общеобразовательные программы в форме семейного образования, не входят в контингент образовательных учреждений и, соответственно, не наделены правом на получение денежных компенсаций на образование детей.

По тем же основаниям суды отказывали в компенсации за питание детей, получающим образование вне образовательных учреждений.

В Апелляционном определении Московского городского суда от 22 января 2016 г. по делу № 33-1821, Апелляционном определении Московского городского суда от 14 апреля 2016 г. по делу № 33-13260/2016 в удовлетворении требования о взыскании денежных средств в размере затрат на образование и питание детей отказано со ссылкой на следующее.

Суд указал на неприменение Приказа Департамента образования города Москвы № 2168 "Об организации питания обучающихся воспитанников и студентов государственных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы во втором полугодии 2010/2011 учебного года", которым предусмотрены ежемесячные компенсационные выплаты за питание путем перечисления через отделения банков Москвы на лицевые счета родителей детей, обучающихся по форме семейного образования, в части взыскания компенсации за питание, поскольку со дня вступления в законную силу поправок к Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" (с 01 сентября 2013 года), лица, осваивающие общеобразовательные программы в форме семейного образования, не входят в контингент образовательных учреждений и, соответственно, не наделены правом на получение денежных компенсаций на образование детей, а также компенсаций за питание детей в образовательном учреждении.

Аналогичные решения были вынесены не только в Москве, но и в других регионах. Например, в Апелляционном определении Липецкого областного суда от 18 ноября 2015 г. по делу № 33-3118/2015 было отказано в удовлетворении требований о выплате компенсации затрат в связи с самостоятельным воспитанием и обучением ребенка-инвалида. Суд указал, что правовое регулирования механизма компенсации затрат на обучение осуществляет региональным законодательством. В частности, ранее пунктом 8 Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 861, предусматривалось, что родителям (законным представителям), имеющим детей-инвалидов, осуществляющим воспитание и обучение их на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида. Однако приведенный Порядок утратил силу 9 апреля 2014 г., а действующего нормативно-правового акта, регламентирующего порядок расчета и выплаты ежемесячной денежной компенсации затрат на воспитание и обучение ребенка-инвалида, не имеется.

На основании приведенного анализа действующего законодательства судебная коллегия пришла к выводу о том, что, со дня вступления в законную силу поправок к Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации", то есть с 01 сентября 2013 года, лица, осваивающие общеобразовательные программы в форме семейного образования, не входят в контингент образовательных учреждений и, соответственно, не наделены правом на получение денежных компенсаций на образование детей, поэтому в удовлетворении требований истицы отказала.

Результатом вынесения приведенных выше решений об отказах в выплате денежных компенсаций лицам, обучающимся в форме семейного образования судами первой и апелляционной инстанций дел, стало обращение ряда граждан в Конституционный суд Российской Федерации.

Граждане оспаривали конституционность положений Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", Закона города Москвы от 10 марта 2004 года № 14 "Об общем образовании в городе Москве". По мнению заявителей, оспариваемые законоположения не соответствуют Конституции РФ в той мере, в которой они исключают с 1 сентября 2013 года возможность установления и выплаты субъектом РФ компенсаций гражданам, которые обеспечивают получение их детьми общего образования в форме семейного образования, и отменяют ранее признанное в городе Москве право гражданина на получение компенсаций в связи с обучением их детей в форме семейного образования.

Конституционный суд РФ в своем Определении от 28 января 2016 г. № 155-О, а также Определении от 25 февраля 2016 г. № 316-О отказал заявителям, сделав вывод, что Конституция РФ, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, гарантирует общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, относит общие вопросы образования к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, вместе с тем не устанавливает конкретные способы реализации права на образование и меры социальной поддержки с этим связанные, относя их к компетенции законодателя.

Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, законодатель города Москвы установил возможность выбора формы получения общего образования (часть 1 статьи 8 Закона города Москвы "Об общем образовании в городе Москве"), а в случае выбора родителями (законными представителями) несовершеннолетнего ребенка семейного образования предусмотрел выплату им денежных средств, соразмерную затратам на образование каждого ребенка в государственном образовательном учреждении (часть 3.1 статьи 6 Закона города Москвы "О развитии образования в городе Москве"), что представляет собой дополнительную гарантию, не предусмотренную на федеральном уровне, направлено на социальную защиту этой категории граждан, а потому не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителей.

Кроме того, Суд обратил внимание на тот факт, что проверка соответствия норм закона субъекта Российской Федерации федеральному законодательству, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

Статьями 8, 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, а также форм получения образования и обучения, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (ч. 5 ст. 63 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Приведенные положения Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" необходимо принимать во внимание при выборе формы семейного образования. В противном случае к родителю могут быть применены меры ответственности, как к не выполнившему требования по исполнению обязанностей, возложенных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа. Согласно ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Аналогичные положения закреплены в статье 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Постановлением Верховного суда Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. № 58-АД17-2 гражданка признана виновной в совершении административного правонарушения за ненадлежащее исполнение обязанностей по обучению своей несовершеннолетней дочери. Доводы ответчицы о нахождении её несовершеннолетней дочери на семейном обучении признаны несостоятельными, поскольку Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 63) установлено, что на родителей (законных представителей), избравших для детей получение общего образования в форме семейного образования, возложена обязанность информировать об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают. Указанное информирование обязательно, поскольку выбирая получение образования в семейной форме, родители (законные представители) отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя, в том числе обязательства, возникшие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций).

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International