НОВОСТИ


24
октября 2016 г.
понедельник

Уважаемые коллеги!

Новый 2016-2017 учебный год преодолел первый – самый трудный для администрации общеобразовательных учреждений месяц. Можно посмотреть на первые результаты работы, которые напрямую зависят от правильной организации образовательного процесса, ведь в школьной жизни нет мелочей, здесь все весомо и значимо. Вот почему, в начале учебного года хочется напомнить известные истины, обратить внимание на наиболее сложные вопросы в деятельности школы.

Перzчень организационно-распорядительной документации, включающей приказы и локальные нормативные акты сугубо индивидуален для каждого общеобразовательного учреждения, мне бы сегодня хотелось озвучить основные моменты, которые были выявлены сотрудниками департамента при проверке школ только за сентябрь 2016 года.

«Разрешительная документация».

Для того, чтобы образовательный процесс был организован законно, руководитель и администрация образовательного учреждения ДО НАЧАЛА УЧЕБНОГО ГОДА, регламентированного годовым календарным учебным графиком, то есть для школ до 01 сентября должны проверить кроме наличия еще и необходимость внесения изменений/дополнений в следующие документы:

- устав;

- лицензия на право ведения образовательной деятельности;

- свидетельство о государственной аккредитации (а при ее отсутствии предусмотреть информированность как родителей (законных представителей) обучающихся, так и самих обучающихся о необходимости прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации на базе общеобразовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию по соответствующим программам);

- наличие документов, регламентированных ст. 28 и 41 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»: санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии образовательного процесса установленным государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, заключение органов государственного противопожарного надзора, лицензии на медицинскую деятельность или договора с медицинским учреждением, имеющим в приложении к лицензии адрес образовательного учреждения, а также акт приемки учреждения к началу учебного года.

«Организационная документация».

Новый учебный год должен начинаться с готового пакета локальных нормативных актов. Разработка этого пакета, принятие и утверждение содержания (при необходимости внесения изменений или дополнений в содержание или изменения перечня локальных нормативных актов) должно быть осуществлено до 01 сентября.

Напоминаю, что внесение необходимых изменений/дополнений в локальные нормативные акты, а также и принятие новых возможно лишь тем коллегиальным органом управления, за которым это право закреплено в уставе учреждения.

 Так, для г. Казани этим коллегиальным органом является общее собрание (конференция) работников образовательного учреждения, то действие локальных нормативных актов, принятых иным коллегиальным органом управления (например, педагогическим советом), необходимо отменить, издав соответствующий приказ. И в срочном порядке разработать новые положения, приняв и утвердив их в соответствии с требованиями устава.

Отдельно напоминаю про обязательность и своевременность издания локальных нормативных актов, регламентирующих проведение каких-либо мероприятий (конкурсов) на школьном уровне.  

Требование своевременности издания относится не только к локальным нормативным актам, но и к распорядительной документации – приказам, к которым руководители и администрация школ часто относится по принципу: не хватит – допишем, неверно – исправим в любой момент.

Следует заметить, что для работы по данному направлению в первую очередь следует руководствоваться Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст «О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации» ГОСТ Р 6.30-2003 с методическими рекомендациями о порядке внедрения и применения ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», а также требованиями, прописанными в локальных нормативных актах образовательного учреждения (например, инструкция по делопроизводству, номенклатура дел и т.д.).

Недопустимо ведение «двойной бухгалтерии» при издании распорядительных актов в виде наличия двойных приказов с различным содержанием за одинаковыми номерами, а также отсутствие книг регистрации приказов, ведущихся в электронном виде и т.д.

Учителя, уходя в отпуск, должны быть ознакомлены с планируемой нагрузкой на следующий учебный год.

К сожалению, почти в каждом общеобразовательном учреждении сотрудники департамента сталкиваются с проблемой проверки распределения нагрузки.

Несвоевременность внесений изменений в тарификацию в связи с изменением педагогической нагрузки и перераспределением часов, иногда несовпадение наименований должностей или преподаваемого предмета приводит к возникновению конфликтных ситуаций.

Назову лишь часть необходимых распорядительных актов, без которых невозможно организованно начать новый учебный год.

Приказы, регламентирующие:

1. Прием обучающихся в учреждение.

2. Режим работы учреждения на учебный год (об утверждении учебного плана, плана учебно-воспитательной работы, годового календарного учебного графика, графика аттестации и повышения квалификации и т.д.).

3. Работу администрации школы на учебный год (приказы о распределении обязанностей между членами администрации школы и другими сотрудниками, включая ответственных за пожарную безопасность, и т.д.)  

4. Работу педагогического коллектива школы на учебный год (об установлении объема учебной нагрузки педагогическим работникам на учебный год и о возложении дополнительных обязанностей – классное руководство, заведование кабинетами и т.д.)

5. Организацию методической службы школы (об утверждении председателей методических объединений, состава методического совета и т.д.)

6. Организацию образовательного процесса (об организованном начале нового учебного года, об утверждении расписания учебных и факультативных занятий, внеурочной занятости, комплектовании ГПД, об организации обучения на дому, об утверждении рабочих программ, об организации питания обучающихся и графика работы столовой, бракеражной комиссии и т.д.)

7. Регламентирующие трудовые взаимоотношения и соблюдение техники безопасности (об утверждении правил внутреннего трудового распорядка, о материальном вознаграждении сотрудников учреждения, об утверждении положений по охране труда и технике безопасности и т.д.)

«Документы строгой отчетности».

Как ни смешно это звучит, но про документы строгой отчетности в отдельных учреждениях вспоминают только в период выпуска или перевода обучающихся.

Именно в данной категории документов сотрудниками департамента выявляется наибольшее количество нарушений. Это и незадокументированные исправления, проставление оттисков гербовой печати, отсутствие подписей должностных лиц, неверное оформление регламентированных записей или их отсутствие, а иногда несоблюдение должного контроля за оформлением и хранением документов выражается в отсутствии необходимых протоколов коллегиальных органов управления, отдельных приказов.

Как пример могу привести случай, когда сотрудниками департамента выявлено несовпадение количественного состава обучающихся и выпускников, указанных в ОШ-1 (с этого учебного года данная форма изменена и называется ОО-1) более, чем на 40 человек.

Напоминаю, что ответственность за правильность заполнения документов строгой отчетности должна быть четко отражена в должностных инструкциях (также утвержденных приказом руководителя учреждения).

А по выявленным фактам нарушений руководителем учреждения также своевременно должны приниматься соответствующие меры, включая меры дисциплинарного воздействия.

         Соглашусь, что, предугадать любую социальную ситуацию в каждом образовательном учреждении практически невозможно, поэтому действия руководителя и администрации общеобразовательного учреждения должны быть направлены не только на предварение, но и на оперативное реагирование.

 


ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International