Коллегия министерства образования и науки Республики Татарстан 19 июля 2017 г. об итогах ГИА 2017

19 июля 2017 г., среда

Уважаемые коллеги!

Говоря словами  С.С.Кравцова: “Государственная итоговая аттестация –это одно из основополагающих мероприятий образовательного процесса и от того, в какой степени честно оно пройдет, зависит качество нашей с Вами работы.”

Прежде всего, позвольте поблагодарить всех, кто внес свой вклад в проведение ГИА-2017, благодаря эффективной, слаженной работе команды Республики Татарстан ГИА кампания прошла без срывов. Отдельно хотелось бы отметить муниципальные районы - за организацию и проведение экзаменов на должном уровне, содействие в решении всех возникающих вопросов. Также коллеги из Ростелекома и Таттелекома, которые обеспечивали бесперебойную трансляцию во время экзамена, сотрудников РОССИНКАС, осуществлявших своевременную доставку материалов в ППЭ ЕГЭ и ОГЭ. Сотрудников Министерства Внутренних дел и Здравоохранения, обеспечивавших общественную  безопасность  и сохранность здоровья участников.

Республика Татарстан в  период проведения экзаменов подверглась атаке мощного циклона, результатом которого возникла угроза обрыва линии, и перебой с обеспечением электроэнергией в ряде ППЭ.

 Так, в зоне чрезвычайной ситуации оказались такие районы как Спасский, Черемшанский, Нурлатский, Бугульминский.

В Аксубаевском районе во время экзамена в ППЭ ударила молния, в результате чего выбило предохранители и все ПАКи вышли из строя. Возникла угроза срыва экзамена. Однако благодаря слаженной и профессиональной работе сотрудников Таттелекома и сетевой компании в течение 27 минут удалось восстановить видеозапись и продолжить экзамен.

СТАТИСТИКА

К организации и проведения итоговой аттестации на должном  уровне были привелечены большие человеческие ресурсы свыше 19  тысяч человек (19 060 чел.) из них:

346 уполномоченных членов ГЭК для осуществления контроля за соблюдением процедуры проведения экзамена;

890 аккредитованных экспертов привлечены к работе в составе предметной комиссии;

164  руководителей ППЭ;

170 медицинских работников;

50 сотрудников Таттелекома;

57 сотрудников Ростелекома;

175 сотрудников ОАО «Сетевая компания»;

100 сотрудники Россинкас.

Для организации экзаменов непосредственно в пунктах работали 14960 организаторов; 1087 технических специалистов; 164 сотрудника органов внутренних дел.

В 2017 году  Республика Татарстан стала одним из регионов, который  согласно предложению Рособрнадзора подготовил собственных общественных наблюдателей для работы на ППЭ. Таким образом, 711 студенты ВУЗов и СПО Республики совместно с общероссийской общественной организацией “Российский союз молодежи” приняли участие в общественном наблюдении на пунктах.  

ДИНАМИКА НАРУШЕНИЙ

В целом динамика нарушений  Единого государственного экзамена в сравнении за пять лет имеет тенденцию к спаду. В этом году составлено 3 протокола,   в сравнении с 2015 годом где было 7 , в прошлом (2016) году, было составлено 4 протокола. В отношениии ЕГЭ наблюдается установившаяся тенденция к снижению количества нарушений.

       ТЕЛЕФОНЫ

За нахождение на ППЭ во время экзамена с мобильным телефоном были удалены участники экзамена:

- по биологии 13 июня  в ППЭ № 1601  у выпускника МБОУ «СОШ №24» Альметьевского МР;

- химии 19 июня в ППЭ № 3401 выпускница  МБОУ «Столбищенская школа» Лаишевского района.

УДАЛЕНЫ ЗА ШПАРГАЛКИ

           За использование справочных материалов:

        - 29 июня в резервный день ЕГЭ по русскому языку в ППЭ № 5802 удален выпускник МБОУ «СОШ № 87» Московского района г. Казани.

         Работы участников были аннулированы, составлены протоколы о привлечении  к административной ответственности.

НАРУШЕНИЯ СО СТОРОНЫ ОРГАНИЗАТОРОВ

Поскольку все нарушения, квалифицируемые как административные правонарушения, были выявлены самими организаторами в отношении них административные дела не возбуждались.

Однако со стороны организаторов были нарушения организационно-технологического характера в работе организаторов, которые Вы можете увидеть на слайде.

Обращаю ваше внимание на то, что несмотря на значительную информационно-методическую работу, которую мы проводим с муниципальными органами управления образованием, а также с муниципальными координаторами, по прежнему школьные координаторы не срабатывают четко! Прошу вас взять данный вопрос на особый личный контроль при подготовке к государственной итоговой аттестации в следующем учебном году.

Следует также обратить внимание, что в ходе проверки  экзаменационных материалов было выявлено, что в бланке ответов №2:

- 2 участника указали свои фамилию, имя.

 (МБОУ «СОШ № 16», ППЭ 1601 г.Альметьевск;

МБОУ «Чепчуговская СОШ Высокогорского района», ППЭ – 5602 Кировский район, г. Казань);

- 12 участников указали  личные данные своих родственников.

(МБОУ «Новошешминская СОШ, ППЭ- 4101;

МБОУ «СОШ № 48 Приволжского района г. Казани, ППЭ – 5939;

МБОУ «СОШ № 49 Ново-Савиновского р-на г. Казани, ППЭ – 5804;

МБОУ «СОШ № 33 Авиастроительного района г. Казани, ППЭ – 5401;

МБОУ «Лицей № 131 Вахитовского района г. Казани», ППЭ 5598;

МБОУ «СОШ № 82 Приволжского района г. Казани, ППЭ 5927;

МБОУ «Гимназия № 26 г. Н.Челны, ППЭ 2601;

ГБОУ «Набережночелнинская школа № 75, ППЭ-2605;

МБОУ «Вечерняя СОШ» Нижнекамского р-на, ГВЭ – 4006;

МБОУ «Татарская гимназия № 15 г. Казани;

МБОУ «Высокогорская СОШ», ППЭ 2502;

МБОУ «СОШ № 1 Альметьевского района, ППЭ 1603;

- 3 участника указали наименование своих школ.

МБОУ «СОШ № 175 Советского района г. Казани, ППЭ 6004;

ГБОУ «Кадетская школа № 82 г. Н.Челны, ППЭ - 2625

МБОУ «Чепчуговская СОШ Высокогорского района», ППЭ – 5602 Кировский район, г. Казань

Также было выявлено, что участники ЕГЭ  Лаишевского и Мамадышского районов Республики Татарстан написали полностью идентичные сочинения по истории. Отметим, что данные сочинения  находится в открытом доступе в сети Интернет.  В настоящее время данные факты будут рассмотрены ГЭК и по ним будут приняты конкретные решения.

АНАЛИЗ РАБОТ

Сотрудниками Департамента осуществляется контроль на всех этапах сдачи ЕГЭ. В том числе и анализ результатов экзаменов. 

Также идет работа по выявлению «зон риска»  по результатам прошлых лет и при организации работы по контролю на ППЭ и в ГБУ «РЦМКО».  Акцентируется внимание на недопущение данных нарушений впредь.

Следует отметить работу апелляционных комиссий. В прошлом 2016 году доля удовлетворенных апелляций составила 194 случая.

В 2017 году 58 апелляционных жалоб были удовлетворены.

Общая доля удовлетворенных апелляций на 3 и более баллов составила в 2017 году – 10,32 %.

В сравнении с 2014, 2015 годом, наблюдается  повышение количества участников, работы которых после пересдачи набрали более 40 баллов, таких в  2016 году было уже 16.

В 2017 году таких участников 5.

Из числа пересдающих экзамен доля тех, кто пересдал по  уважительной причине составляет в 2017 - 1%.

Анализ результатов показывает, что из числа досрочно завершивших экзамен, а их было 16 человек, напомним в 2016 году было - 116, получило более 80 баллов в резервный день: только 2 человека (12,5%).

Из числа не прошедших порог на первоначальном экзамене, при пересдаче получили больше на 30 баллов и выше 146 человек (15,32%)

Вызывают вопросы и результаты экзаменов «ЕГЭ – туристов», таких  277 человека.

Эти работы, работы пересдававших,  досрочно завершивших, а также работы с большой разницей в баллах будут дополнительно перепроверены.

Объективность обеспечивается не только в процессе проведения ГИА, но и обеспечением качества проверки работ. В проверке было задействовано 915 экспертов из числа лучших работников системы образования Республики. Все они прошли соответствующее обучение. 

Критерии качества проверки: доля удовлетворенных апелляций и доля работ, отправленных на третью проверку.

Наибольшее количество работ было направлено на третью проверку по обществознанию, биологии, информатике, литературе и английскому языку.

О причинах 3-й перепроверки подробно проинформирует председатель предметной комиссии.

ЗОНА РИСКА

Согласно письму Рособрнадзора от 15.02.2017 N 05-58 Мы с 20 июля т.г.  начинаем мероприятия по комплексному анализу работ участников ГИА пспециальным критериям для определения «Группы риска».

Более явными становятся нарушения при анализе самих работ, например у участников:

получившим по итоговому сочинению зачет по всем критериям;

получившим "незачет" в целом по сочинению и "незачет" по критерию "грамотность";

получившим неудовлетворительные результаты по одному из обязательных предметов в основной день, и пересдавших экзамен с повышением на 30 тестовых балла и выше (за исключением участников, завершивших экзамен по уважительной причине);

получившим менее 30% баллов (от общего количества баллов за работу) за часть с кратким ответом и более 70% баллов за часть с развернутым ответом;

получившим по русскому языку более 80 баллов и имеющим "незачет" по сочинению;

получившим по русскому языку более 90 баллов и имеющим "незачет" по критерию "Грамотность" за итоговое сочинение;

внесшим от 5 правильных ответов в поле бланка N 1 "Замена ошибочных ответов на задания с кратким ответом" по одному или нескольким учебным предметам;

завершившим экзамен в основной день досрочно по уважительной причине и получившим в резервный день от 80 до 100 баллов;

сменившим образовательную организацию в течение последних двух лет обучения и получившим от 90 до 100 баллов;

сменившим образовательную организацию после написания итогового сочинения;

сдававшим экзамены в пунктах проведения экзаменов или отдельных аудиториях "офлайн" и получившим от 80 до 100 баллов;

имеющим 3 и более удовлетворенные апелляции по результатам ЕГЭ;

не преодолевшим "минимальный порог" по математике базового уровня и получившим по математике профильного уровня более 80 баллов.

В этих целях ГБУ «РЦМКО»  необходимо представить все материалы для организации данной работы.

По результатам работы до 1 сентября информация будет направлена в Рособрнадзор.

ОГЭ

Неоднократно говорилось о том, что ОГЭ не многим отличается от ЕГЭ. Таким образом, процедуры сдачи данных экзаменов максимально приближены.

 В сравнее с результатами ЕГЭ на ОГЭ наблюдается тенденция роста количества нарушений, выявленных как в ходе экзамена, так и по результатам просмотра видеозаписей экзаменов.

Важно отметить, что для обеспечения объективности был организован полный просмотр  видеоматериалов  основного экзамена,  представляемых муниципальными районами. Для этого на базе СОШ №179 работало 60 оффлайн наблюдателей.

НАРУШЕНИЯ, ДОПУЩЕННЫЕ ОРГАНИЗАТОРАМИ

Кроме того, были установлены иные факты, свидетельствующее о нарушениях инструкций.

Так, в Апастовском районе организатором вне аудитории (учитель МБОУ «Большекокузской СОШ») при сопровождении участника в туалет была получена записка и положена в карман. Записку организатор выдать отказалась в связи с чем была удалена из ППЭ.

В Мамадышском и Мюслюмовском районах и г. Набережные Челны организаторы вне аудитории перемещались по зданию школы в нарушении инструкции, а именно, неоднократно покидали ППЭ (выходили за металларамку).

В Буинском районе в штабе ППЭ была обнаружена шпаргалка с решениями по предмету Математика, которая по результатам проверки содержала ошибки.

За использование мобильного телефона был удален 1 участник ОГЭ из МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №41» Вахитовского района г. Казани

 За использование справочных материалов работы 13 участников были аннулированы, это обучающиеся Авиастроительного района г. Казани, Алькеевского, Высокогорского, Буинского, Агрызского, Чистопольского, Дрожжановского районов.  

Стоит особо отметить факты нарушений со стороны организаторов ОГЭ.

В этом году административные производства были возбуждены в отношении 32 организаторов.

 Предлагаю Вашему вниманию несколько ярких примеров, где участники экзамена списывают, не обращая никакого внимания на камеры, а организаторы не реагируют на нарушения (Чистопольский, Дрожжановский).

НАРУШЕНИЯ

СПАССКИЙ /АКТАНЫШСКИЙ

В Спасском районе 28 июня в ППЭ – 4703, аудитория 3215, было установлено грубое нарушение порядка проведения экзамена - содействие обучающимся  во время  сдачи экзамен самими  организаторами.

Аналогичное нарушение произошло в Актанышском районе, 28 июня, ППЭ – 4703, ауд. 3220.

НАРУШЕНИЯ ГБУ РЦМКО

В ходе проведения экзаменов были выявлены нарушения со стороны ГБУ «Республиканский центр мониторинга качества образования».

Так, 30 мая 2017 г экзамен начался позднее установленного времени. Рассадку детей ППЭ получили с задержкой от 15 мин. до 1 ч. 34 мин, а также рассадка была проведена без учета аудиторий для детей с ОВЗ.

А это в свою очередь, создало напряженную атмосферу в пунктах проведения ОГЭ  и спровоцировало дополнительный стресс для детей.

В Набережные  Челны, Тукаевском, Спасском районах республики были зафиксированы факты нехватки  контрольно-измерительных материалов.

         В Арском районе установлен факт отсутствие КиМОВ на татарском языке.

Также, к вопросу объективности организации и проведения экзаменов хотелось бы сказать о том, что проверка работ по ОГЭ предметными комиссиями в школе № 32 г. Казани производится в отсутствии видеонаблюдения. Необходимо в обязательном порядке оснастить данное учреждение системой видеонаблюдения.

АПЕЛЛЯЦИИ

Что касается апелляций, результаты ОГЭ не менялись по результатам рассмотрения апелляций. Количество удовлетворенных апелляций на ОГЭ составляет менее 4,2 %.

Анализ результатов пересдающих ОГЭ показывает, что из числа первоначально не прошедших порог по русскому языку 72% пересдали с «2» на «3»,  10% пересдали с «2» на «4»., 32 % участников смогли пересдать математику с «2» на «4».

КРИТЕРИИ, РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

С 2015 года Департамент внедряет риск ориентированную модель к составления плана проверок.

При определении критериев мы руководствуемся рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Один из критериев – соблюдение порядка проведения государственной итоговой аттестации.

Обращаю Ваше внимание на слайд где эти критерии указаны.

На основе анализа риска-ориентированного подхода в  план проверок 2017 года будут  включены только районы, вошедшие в высокую и среднюю зону риска.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

        Для продолжения своего курса на объективность и прозрачность сдачи ГИА, Департаментом предлагается:

  • Полностью заменить устаревшее видеооборудование на ППЭ;
  • Установить видеонаблюдение в коридорах ППЭ, а также возле металлорамок и санузлов;
  • Доставку материалов на ОГЭ сохранить, по примеру 2017 года, специализированной организацией;
  • Рассмотреть  предложение об увеличении в СПО групп для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • Для контроля за работой предметной комиссией оснастить системой видеонаблюдения МБОУ «СОШ № 32» Кировского района г. Казани;
  • Усилить работу по противодействию ситуации конфликта интересов в части репетиторства в школах. Стоит отметить, что учителя подменяют преподавание в школах личному репетиторству. Дети вместо получения качественных и полных знаний в школе, получают их у репетитора, что нельзя признать верным. Поэтому, предлагаем начать работу по пресечению репетиторства и активизации работы по обучению только в рамках школы. 
  • В 2017/18 году полностью перейти на технологию печати и сканирования КИМ в аудиториях. На эти цели предусмотрены средства в размере 16 млн. рублей.

Благодарю за внимание!

 

 

Презентацию к выступлению можно скачать здесь: 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International