Уважаемые коллеги!
Статья 28 Закона об образовании в РФ регламентирует компетенции, права, обязанности и ответственность образовательной организации:
- автономия, то есть самостоятельность в осуществлении деятельности;
- свобода в определении содержания образования;
- определение компетенции в установленной сфере деятельности.
При этом согласно ст. 44 Закона об образовании в РФ, регламентирующей права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся:
- за родителями закреплено право выбора как языка/языков образования;
- право выбора из перечня, предлагаемого организацией факультативных и элективных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).
То есть на сегодняшний день Законом об образовании в РФ урегулирована норма, определяющая с одной стороны самостоятельность образовательной организации (в том числе в части закрепления компетенции по порядку разработки, утверждения образовательных программ), с другой стороны права родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Согласно статьи 12 Закона об образовании в РФ образовательные программы определяют содержание образования программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.
При этом следует учесть, что согласно статьи 14 Закона об образовании в РФ, регламентирующей языки образования, определяет возможность преподавания и изучения государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Но, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, и не в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации.
Составной частью основной образовательной программы являются учебные планы, в которых определены состав и объем учебных предметов, курсов, а также их распределение по классам (годам) обучения.
Основная образовательная программа разрабатывается с учетом примерных программ соответствующего уровня, которые размещены в федеральном реестре примерных программ. В примерных программах предусмотрены разные варианты примерных учебных планов.
То есть на уровне начального общего образования нарушения при использовании варианта учебного плана для образовательных организаций республик Российской Федерации, в которых законодательно установлен, наряду с государственным языком Российской Федерации, государственный язык республики.
В примерной основной образовательной программе основного общего образования также представлены разные варианты учебных планов.
А также указано: «В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации».
Однако следует отметить, что согласно ст. 9 Закона Республики Татарстан от 08.07.1992 № 1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» (далее – ЗРТ «О государственных языках») «…татарский и русский языки в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования изучаются в равных объемах».
При составлении основной образовательной программ должно быть, с одной стороны, учтено их мнение, с другой стороны, при поступлении в образовательную организацию родителей знакомят с уставом, реализуемой программой, в том числе и с учебным планом.
Подавая добровольное заявление в школу, родитель выражает согласие на обучение именно по данной программе в данной образовательной организации.
Также отмечу, что согласно статьи 8 ЗРТ «О государственных языках» «…обучение детей родному языку является гражданским долгом родителей».
Анализ учебных планов показывает, что образовательные организации учебные планы составляют на основе соответствующих писем МО и Н РТ, обеспечивают равенство в изучении татарского и русского языков. Школы с этнокультурным русским компонентом из части, формируемой участниками образовательных отношений, дополнительно включают часы русского языка. Школы с этнокультурным родным (чувашским, марийским, удмуртским, мордовским) языком обучения часы, отведенные на преподавание родного языка делят на изучение татарского и родного языков.
В примерной основной образовательной программе среднего общего образования предусмотрено изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, в том числе общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности». При этом образовательная организация может самостоятельно выделить часы в учебном плане на учебный предмет.
Следует учесть, что в примерной основной образовательной программе среднего общего образования размещены учебные планы, предусматривающие изучение родного языка и литературы без определения количества часов: стандарт ограничивает только максимальный объем нагрузки на уровень реализации программы и общее количество предметов (10).
Обращаю внимание руководителей: независимо от того, какой вариант учебного плана, используется, содержательная часть программ по русскому языку и литературе должна реализовываться в полном объеме, то есть все темы по программе, в соответствии со стандартом должны быть изучены.
В настоящее время для изучения татарского языка и литературы могут быть использованы учебники только из федерального перечня учебников.
Всего в Федеральный перечень включено 64 учебника. Обращаю внимание: до 8 июня 2015 г. в Федеральный перечень также были включены 13 учебников, которые сейчас являются учебными пособиями. Вы имеете право ими пользоваться, если дети начали обучение по ним, до завершения уровня. В перечне учебников нет учебников для изучения татарского языка на уровне среднего общего образования. Поэтому, в утвержденный перечень учебников, используемых в учебном процессе, включать данные учебники не надо: это учебные пособия.
Предложения:
1. Для разработки учебных планов на уровне начального общего образования за основу использовать 3, 4 варианты примерных УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ПО ФГОС НОО:
- для образовательных организаций, в которых обучение ведётся на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России;
- для образовательных организаций, в которых обучение ведётся на родном (нерусском) языке, а также образовательных организаций республик Российской Федерации, в которых законодательно установлен, наряду с государственным языком Российской Федерации, государственный язык республики.
2. Для разработки учебных планов на уровне основного общего образования за основу использовать 4, 5 варианты примерных УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ПО ФГОС ООО:
- для образовательных организаций, в которых обучение ведётся на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России;
- для образовательных организаций, в которых обучение ведётся на родном (нерусском) языке, а также образовательных организаций республик Российской Федерации, в которых законодательно установлен, наряду с государственным языком Российской Федерации, государственный язык республики.
3. Для разработки учебных планов на уровне среднего общего образования татарский язык и татарскую литературу необходимо включить в вариативную часть учебного плана (часть, формируемую участниками образовательного процесса).
4. Образовательным организациям обеспечивать выполнение ФГОС в полном объеме независимо от количества часов, предусмотренных учебным планом.
5. Для изучения татарского языка и литературы использовать учебники из федерального перечня учебников.
Презентацию к выступлению можно скачать здесь: